Долго ждёте? Закрыть экран.

В предыдущей части этой серии статей мы рассматривали вопросы, связанные с бухгалтерскими оценками и ошибками.

В этой заключительной части мы рассмотрим сходства и отличия между МСФО (IAS) 8 и соответствующими Национальными стандартами бухгалтерского учёта (НСБУ).

В НСБУ вопросы, связанные с учётной политикой, бухгалтерскими оценками и ошибками, рассматриваются в НСБУ № 1 «Учётная политика и финансовая отчётность», а также в НСБУ № 3 «Отчёт о финансовых результатах».

Для удобства сравнительная информация будет представлена в табличной форме, а после будут даны комментарии.

Учётная политика (Accounting policies)

МСФО (IAS) 8 НСБУ № 1 и НСБУ № 3
Определения
5. В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Учётная политика – конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчётности.

Существенность. Пропуски или искажения статей считаются существенными, если они по отдельности или в совокупности могли бы повлиять на экономические решения, принимаемые пользователями на основе финансовой отчётности. Существенность зависит от размера и характера пропущенной или искажённой информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Определяющим фактором может быть размер или характер статьи, либо сочетание того и другого.

Ретроспективное применение заключается в применении новой учётной политики к операциям, прочим событиям и условиям таким образом, как если бы эта учётная политика применялась всегда.

Практическая неосуществимость. Применение какого-либо требования считается практически неосуществимым, когда организация, приложив все разумные усилия для его применения, не может этого сделать. Для определённого предыдущего периода ретроспективное применение изменения в учетной политике или корректировка путём ретроспективного исправления ошибки являются практически неосуществимыми, если: …

 

 

НСБУ № 1:

З. В настоящем стандарте, под учётной политикой понимается совокупность способов, принимаемых руководителем хозяйствующего субъекта для ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности в соответствии с их принципами и основами.

К способам ведения бухгалтерского учёта относятся методы их группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приёмы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учёта, системы учётных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, приёмы и методы.

51.

Учётная политика выражает специфические принципы, конвенции, правила и практические подходы, используемые хозяйствующим субъектом для подготовки и составления финансовой отчётности.

НСБУ № 3:

5.Термины, используемые в этом стандарте:

Учётная политика — это совокупность способов принимаемых хозяйствующим субъектом для ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности с их принципами и основами.

НСБУ № 1:

Существенность

34. Информация является существенной, если её пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчётности.

35.

Существенность зависит от размера статьи, рассматриваемой при особых конкретных обстоятельствах его пропуска.

36.

В зависимости от обстоятельств определяющим фактором может служить либо характер, либо размер статьи.

Выбор и применение учётной политики
7. В том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учётная политика или её положения, применяемые к этому объекту учёта, должны быть определены путём применения данного МСФО.

10. В случае отсутствия какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение при разработке и применении учётной политики для формирования информации, которая:

(a) уместна для пользователей при принятии ими экономических решений; и

(b) надёжна в том смысле, что информация в финансовой отчётности:

(i) правдиво представляет финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации;

(ii) отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму;

(iii) является нейтральной, то есть свободной от предвзятости;

(iv) соответствует осмотрительности; и

(v) является полной во всех существенных отношениях.

11. При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство должно обращаться к следующим источникам и рассматривать их применимость в порядке очерёдности по убыванию:

(a) требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы; и

(b) определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в Концептуальной основе финансовой отчётности.

12. При вынесении суждения, описанного в пункте 10, руководство также может рассматривать самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учёта, прочую литературу по бухгалтерскому учёту и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей источникам, указанным в пункте 11.

НСБУ № 1:

51. Учётная политика субъекта должна быть определена на основе принципов, сформулированных в пунктах 16-50 настоящего стандарта.

52. Учётная политика должна быть организована таким образом, чтобы финансовая отчётность могла быть сформирована на основе всех приемлемых НСБУ и при отсутствии специфических требований являлась бы:

52.1. Значимой для потребностей пользователей;

52.2. Надёжной в том смысле, что она:

52.2.1. Объективно представляет все результаты деятельности и финансовое состояние субъекта;

52.2.2. Отражает экономическую суть событий и операций, а не просто представляет юридическую форму;

52.2.3. Является нейтральной (беспристрастной) и непринудительной;

52.2.4. Является осмотрительной без ущерба нейтральности;

52.2.5. Является полной (завершённой) во всех существенных аспектах, то есть полностью отражает все факты хозяйственной деятельности субъекта;

52.3. Сопоставимой с финансовой отчётностью других субъектов с подобным родом деятельности;

52.4. Понятной.

53. При формировании учётной политики субъекта по конкретному направлению (вопросу), организации, ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности следует руководствоваться законодательством Республики Узбекистан по бухгалтерскому учёту.

54. При отсутствии специфических НСБУ руководитель субъекта вправе пользоваться собственными решениями при разработке учётной политики, которые представляют наиболее полезную информацию пользователям финансовых отчётов хозяйствующего субъекта.

В процессе применения собственных решений руководитель рассматривает:

54.1. Требования и руководства в НСБУ относительно подобных вопросов;

54.2. Любую другую информацию, опубликованную Министерством финансов Республики Узбекистан;

54.3. Критерии определения, отражения и измерения для активов, обязательств, доходов и расходов, установленных Министерством финансов Республики Узбекистан;

54.4. Практику отрасли, принятую основными мировыми финансовыми рынками капиталов.

НСБУ № 1:

55. Учётная политика хозяйствующего субъекта подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) руководителя хозяйствующего субъекта.

Способы ведения бухгалтерского учёта, выбранные субъектом при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа, за исключением вновь созданных хозяйствующих субъектов в течение отчётного года.

При этом они применяются всеми структурными подразделениями хозяйствующего субъекта (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места расположения.

Вновь созданный хозяйствующий субъект оформляет избранную им учётную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации финансовой отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Избранная субъектом учётная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Последовательность учётной политики
13. Организация должна выбрать и применять учётную политику последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна разная учётная политика. Если какой-либо МСФО требует или допускает такое деление по категориям, то для каждой такой категории следует выбрать соответствующую учётную политику и применять её последовательно. НСБУ № 1:

43.

Предполагается, что учётная политика последовательно проводится из одного периода в другой.

Изменения в учётной политике
14. Организация должна вносить изменения в учётную политику, только если данное изменение:

(a) требуется каким-либо МСФО; или

(b) приведёт к тому, что финансовая отчётность будет содержать надёжную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или денежные потоки организации.

НСБУ № 1:

56. В течение календарного года учётная политика не изменяется.

Допускаются изменения в учётной политике хозяйствующего субъекта в случаях:

56.1. Реорганизации субъекта (слияния, разделения, присоединения);

56.2. Смены собственников;

56.3. Изменений законодательства Республики Узбекистан или системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Республике Узбекистан;

56.4. Разработки новых способов бухгалтерского учёта.

Изменение в учётной политике должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 55 настоящего стандарта.

Последствия изменений в учётной политике, не связанные с изменением в законодательстве Республики Узбекистан, должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных субъектом данных на дату (первое число месяца), с которой применяются изменённые способы ведения бухгалтерского учёта.

НСБУ № 3:

18. Изменения в учётной политике могут быть проведены только в случаях, предусмотренных установленным порядком, или если изменения способствуют более достоверному представлению информации в финансовых отчётах хозяйствующего субъекта.

16. Не является изменениями в учётной политике следующее:

(a) применение учётной политики в отношении операций, прочих событий или условий, отличающихся по своей сути от операций, прочих событий или условий, ранее имевших место; и

(b) применение новой учётной политики в отношении операций, событий или условий, которые ранее не имели место или были несущественными.

19. За исключением случаев, описанных в пункте 23:

(a) организация должна учитывать изменение в учётной политике, возникающее в результате первоначального применения какого-либо МСФО в соответствии со специальными переходными положениями, при их наличии, в данном МСФО; и

(b) в том случае, когда организация меняет учётную политику при первоначальном применении какого-либо МСФО, который не содержит специальных переходных положений, применимых к данному изменению, или добровольно меняет учётную политику, она должна применять данное изменение ретроспективно.

22. За исключением случаев, описанных в пункте 23, при ретроспективном применении изменения в учётной политике в соответствии с пунктами 19 (a) или (b) организация должна скорректировать остаток на начало периода каждого затронутого данным изменением компонента собственного капитала для самого раннего из представленных предыдущих периодов, а также других сравнительных данных, раскрытых за каждый из представленных предыдущих периодов, как если бы новая учётная политика применялась всегда.

Ограничения на ретроспективное применение

23. В том случае, когда ретроспективное применение требуется пунктами 19 (a) или (b), изменение в учётной политике должно применяться ретроспективно, за исключением случаев, когда практически неосуществимо определить влияние данного изменения применительно к определённому периоду, либо кумулятивное влияние данного изменения.

24. В том случае, когда практически неосуществимо определить влияние изменения в учётной политике применительно к определённому периоду на сравнительную информацию за один или более из представленных предыдущих периодов, организация должна применять новую учётную политику к балансовой стоимости активов и обязательств по состоянию на начало самого раннего периода, для которого ретроспективное применение практически осуществимо и который может являться текущим периодом, и сделать соответствующую корректировку остатка на начало периода каждого затронутого изменением компонента собственного капитала для данного периода.

25. В том случае, когда практически неосуществимо определить на начало текущего периода кумулятивное влияние от применения новой учётной политики ко всем предыдущим периодам, организация должна скорректировать сравнительную информацию для того, чтобы применить новую учётную политику перспективно с самой ранней даты, с которой применение практически осуществимо.

НСБУ № 3:

19. Сумма изменений, произошедших в результате изменений в учётной политике, должна быть:

19.1. Записана в бухгалтерском балансе путём изменения сальдо нераспределённой прибыли на начало года;

19.2. Включена в определение чистого дохода или убытка за отчётный период.

 

Раскрытие информации
28. Если первоначальное применение какого-либо МСФО оказывает влияние на текущий или любой предыдущий периоды, оказывало бы влияние, но сумму корректировки практически неосуществимо определить, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, организация должна раскрыть:

29. Если добровольное изменение в учётной политике оказывает влияние на текущий или любой предыдущий периоды, оказывало бы влияние на данный период, но сумму корректировки практически неосуществимо определить, или могло бы оказать влияние на будущие периоды, организация должна раскрыть:

(a) характер изменения в учётной политике;

(b) причины, по которым применение новой учётной политики обеспечивает надёжную и более уместную информацию;

(c) для текущего и для каждого из представленных предыдущих периодов, насколько это практически осуществимо, сумму корректировки:

(i) для каждой затронутой статьи финансовой отчётности; и

(ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IAS) 33 применяется к организации;

(d) сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим представленным, насколько это практически осуществимо; и

(e) обстоятельства, которые привели к наличию условия, при котором ретроспективное применение практически неосуществимо для определённого предыдущего периода или периодов, предшествующих представленным, и описание того, как и с какого момента применялось данное изменение в учётной политике.

Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчётности последующих периодов не требуется.

30. В том случае, когда организация не применяет новый МСФО, который был выпущен, но ещё не вступил в силу, организация должна раскрыть:

(a) данный факт; и

(b) известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчётность организации в периоде первоначального применения.

НСБУ № 3:

20. В тех случаях, когда изменения в учётной политике оказывают существенное влияние на отчётный период в сравнении с предыдущим периодом представления финансовой отчётности, или могут оказать влияние на будущие отчётные периоды, хозяйствующий субъект должен раскрыть следующую информацию в пояснениях:

20.1. Причины изменений;

20.2. Сумму поправок за отчётный и каждый представленный предыдущий период;

20.3. Сумму поправок, учтённых в чистый доход или убыток за текущий период;

20.4. Сумму поправок за периоды, предшествующие отчётным периодам, включённым в сравнительные данные;

20.5. Сумму поправок, включённых в каждый отчётный период, за который представлены дополнительные данные, и сумму поправок, связанных с периодами, предшествующими тем, которые включены в финансовые отчёты. Если сравнительная информация включена или невозможно представить дополнительные данные, то этот факт следует раскрыть.

20.6. Пересчитанные сравнительные данные или причины нецелесообразности их пересчёта.

Из вышеприведённой сравнительной таблицы можно сделать следующие выводы:

  • Определения термина «учётная политика» в системах МСФО и НСБУ практически идентичны, при этом в системе НСБУ определение приводится несколько раз в двух отдельных стандартах;
  • Определения терминов «ретроспективное применение» и «практическая неосуществимость» отсутствуют в системе НСБУ;
  • При разработке и применении учётной политики в случаях отсутствия какого-либо стандарта в обоих системах предусмотрено использование суждения руководства организации. При этом МСФО (IAS) 8 содержит более строгое и последовательное руководство в отношении источников разработки учётной политики в таких случаях, и требует, как минимум, соблюдения непротиворечивости другим аналогичным МСФО, а если таковых нет — Концептуальной основе финансовой отчётности (по МСФО). По НСБУ № 1 для таких случаев отсутствует строгая иерархия источников и отсутствует ссылка на Концептуальную основу для подготовки и представления финансовой отчётности (по НСБУ);
  • НСБУ № 1 содержит требования по юридическому оформлению учётной политики организации, в то время как в МСФО (IAS) 8 таких требований нет;
  • Требования по изменению учётной политики в МСФО (IAS) 8 более понятные;
  • МСФО (IAS) 8 содержит описание случаев, не являющихся изменением учётной политики;
  • МСФО (IAS) 8 содержит более строгое, понятное и последовательное руководство в отношении изменения учётной политики;
  • МСФО (IAS) 8 допускает ограничения на ретроспективное применение изменений в учётной политике при его практической невозможности. В системе НСБУ такие ограничения конкретно не обозначены (кроме раскрытий);
  • Перечень раскрытий изменений в учётной политике по двум системам стандартов существенно различается.

Бухгалтерские оценки (Accounting estimates)

МСФО (IAS) 8 НСБУ № 3
Определения
5. В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Изменение в бухгалтерской оценке – корректировка балансовой стоимости актива или обязательства или величины, отражающей потребление актива в периоде, которая возникает в результате оценки текущего состояния активов и обязательств и ожидаемых будущих выгод и обязанностей, связанных с активами и обязательствами. Изменения в бухгалтерских оценках возникают в результате появления новой информации или развития событий и, следовательно, не являются исправлениями ошибок.

Перспективное применение изменения в учётной политике и признания влияния изменения в бухгалтерских оценках – соответственно:

(a) применение новой учётной политики к операциям, прочим событиям и условиям, имевшим место после даты, с которой учётная политика изменена; и

(b) признание влияния изменения в бухгалтерских оценках в текущем и будущих периодах, затронутых данным изменением.

Изменения в бухгалтерских оценках
35. Изменение в применяемой базе оценки является изменением в учётной политике, а не изменением в бухгалтерской оценке. Когда трудно отличить изменение в учётной политике от изменения в бухгалтерской оценке, данное изменение учитывается как изменение в бухгалтерской оценке.
36. Влияние изменения в бухгалтерской оценке, отличное от изменения, к которому применяется пункт 37, должно быть признано перспективно посредством включения в состав прибыли или убытка в:

(a) периоде, когда изменение имело место, если изменение влияет только на данный период; или

(b) периоде, когда изменение имело место, и будущих периодах, если изменение влияет как на данный, так и на будущие периоды.

37. В той мере, в какой изменения в бухгалтерских оценках приводят к изменениям в активах и обязательствах или имеют отношение к какой-либо статье собственного капитала, изменения в бухгалтерских оценках должны быть признаны путём корректировки балансовой стоимости соответствующего актива, обязательства или статьи собственного капитала в периоде изменения.

13. Результат изменения в учётных оценках включается в определение чистого дохода или убытка:

13.1. Отчётного периода, если изменения повлияли только на этот период;

13.2. Отчётного периода, в котором произошли изменения, и последующих отчётных периодов, если изменения повлияют и на них.

14. В целях обеспечения сопоставимости финансовых отчётов разных периодов изменения в учётных оценках включаются в те же самые классификационные статьи отчёта о финансовых результатах, которые ранее были использованы для оценки.

Раскрытие информации
39. Организация должна раскрыть характер и сумму изменения в бухгалтерской оценке, которая оказывает влияние в текущем периоде, или, как ожидается, окажет влияние в будущих периодах, за исключением раскрытия информации о влиянии на будущие периоды, когда практически неосуществимо оценить данное влияние.

40. Если величина влияния на будущие периоды не раскрывается в связи с тем, что оценка не является практически осуществимой, то организация должна раскрыть данный факт.

15. Должны быть раскрыты сущность и сумма изменений в учётных оценках, имеющих серьёзное влияние на текущий период, или если это изменение приведёт к существенным изменениям в последующие периоды.

Требует раскрытия также, если определение результата и изменения в стоимостном выражении невозможно.

Из вышеприведённой сравнительной таблицы можно сделать следующие выводы:

  • Определения терминов «изменение в бухгалтерской оценке» и «перспективное применение» отсутствуют в системе НСБУ;
  • МСФО (IAS) 8 описывает отличия изменений в учётной политике от изменений в бухгалтерской оценке. В системе НСБУ такие отличия не рассматриваются;
  • МСФО (IAS) 8 содержит более полное руководство по отражению изменений в бухгалтерской оценке;
  • Практически полностью совпадают требования по раскрытию информации.

Ошибки (Errors)

МСФО (IAS) 8 НСБУ № 3
Определения
5. В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Ошибки предыдущих периодов – пропуски или искажения информации в финансовой отчётности организации за один или более предыдущих периодов, возникающие вследствие неиспользования либо неверного использования надёжной информации,

(a) которая была доступной в то время, когда финансовая отчётность за указанные периоды была одобрена к выпуску; и

(b) можно было обоснованно ожидать, что указанная информация будет получена и учтена при подготовке и представлении данной финансовой отчётности.

Такие ошибки включают результаты математических ошибок, ошибок в применении учётной политики, недосмотра или неверного толкования фактов, а также мошенничества.

Ретроспективное исправление – корректировка признания, оценки и раскрытия сумм элементов финансовой отчётности таким образом, как если бы ошибка предыдущих периодов никогда не была допущена.

5. Термины, используемые в этом стандарте:

Фундаментальные (существенные) ошибки – это ошибки, обнаруженные в текущем периоде и являются настолько значительными, что финансовые отчёты предыдущих периодов не могут считаться достоверными.

41. Ошибки могут возникать в отношении признания, оценки, представления или раскрытия элементов финансовой отчётности. Финансовая отчётность не соответствует МСФО, если она содержит существенные ошибки либо несущественные ошибки, которые совершены умышленно с целью достижения определённого представления финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации.

Исправление ошибок
41.

Потенциальные ошибки текущего периода, обнаруженные в том же периоде, исправляются до одобрения финансовой отчётности к выпуску. Однако иногда существенные ошибки остаются необнаруженными до наступления последующего периода, и тогда такие ошибки предыдущих периодов исправляются путём пересчёта сравнительной информации, представленной в финансовой отчётности за данный последующий период (см. пункты 42–47).

42. За исключением случаев, описанных в пункте 43, организация должна ретроспективно исправить существенные ошибки предыдущих периодов после их обнаружения в первом комплекте финансовой отчётности, одобренной к выпуску, посредством:

(a) пересчёта сравнительных данных за представленный предыдущий период (периоды), в котором (которых) была допущена ошибка; или

(b) пересчёта остатков на начало периода активов, обязательств и собственного капитала для самого раннего из представленных предыдущих периодов, если ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных предыдущих периодов.

Ограничения на ретроспективное исправление

43. Ошибка предыдущих периодов должна быть исправлена путём ретроспективного исправления, за исключением случаев, когда практически неосуществимо определить влияние ошибки применительно к определённому периоду или кумулятивное влияние данной ошибки.

44. В том случае, когда практически неосуществимо определить влияние ошибки применительно к определённому периоду, на сравнительную информацию за один или более из представленных предыдущих периодов, организация должна пересчитать остатки на начало периода активов, обязательств и собственного капитала для самого раннего периода, в отношении которого ретроспективное исправление практически осуществимо (который может быть текущим периодом).

45. В том случае, когда практически неосуществимо определить на начало текущего периода кумулятивное влияние ошибки на все предыдущие периоды, организация должна пересчитать сравнительную информацию, с тем чтобы исправить ошибку перспективно с самой ранней даты, с которой это практически осуществимо.

16. Сумма корректировки ошибок, допущенных при подготовке финансовых отчётов предыдущих периодов, включается в чистый доход или убыток отчётного периода.

17. Сумма корректировок фундаментальных (существенных) ошибок, допущенных в предыдущем периоде:

17.1. Отражается в отчёте путём изменения сальдо нераспределённой прибыли на начало года;

17.2. Корректируются данные за соответствующий период прошлого года за исключением, если ошибки были незначительны.

 

 

Раскрытие информации
49. При применении пункта 42 организация должна раскрыть следующее:

(a) характер ошибки предыдущих периодов;

(b) для каждого из представленных предыдущих периодов, насколько это практически осуществимо, сумму корректировки:

(i) для каждой затронутой статьи финансовой отчётности; и

(ii) для базовой и разводненной прибыли на акцию, если МСФО (IAS) 33 применяется к организации;

(c) сумму корректировки на начало самого раннего из представленных предыдущих периодов; и

(d) обстоятельства, которые привели к наличию условия, при котором ретроспективное исправление практически неосуществимо для определённого предыдущего периода, и описание того, как и с какого момента ошибка была исправлена.

Повторение раскрытия этой информации в финансовой отчётности последующих периодов не требуется.

17.2.

Отражение фундаментальных ошибок в сальдо нераспределённой прибыли на начало года в балансе хозяйствующего субъекта должно раскрывать следующую информацию:

17.2.1. Сущность фундаментальных ошибок;

17.2.2. Сумма поправок за текущий период и за каждый представленный период;

17.2.3. Сумма поправок, относящихся к первоначальным периодам, включённым в данные за предыдущие годы;

17.2.4. Пересчитанные сравнительные данные или причины невозможности пересчёта.

При исправлении ошибок за предыдущие периоды посредством включения их в чистый доход или убыток за текущий период сравнительная информация за предыдущие годы должна быть представлена также, как и в финансовых отчётах за предыдущий период. Однако в отдельной колонке должна быть представлена дополнительная информация для того, чтобы показать чистый доход или убыток за текущий период или любые предыдущие периоды в случае, если фундаментальные (существенные) ошибки были исправлены в течение этих периодов.

Проводя изменения, хозяйствующий субъект должен параллельно раскрывать следующую информацию:

1) Сущность фундаментальной (существенной) ошибки;

2) Сумму изменений, признанных как доход или убыток за текущий период;

3) Сумму изменений за каждый период, в котором представлены дополнительные данные, и сумму изменений, относящихся к периодам, предшествующим данному периоду, включённым в дополнительные сведения. Если на практике не применяется представление дополнительных данных, то тогда должны быть раскрыты причины.

Из вышеприведённой сравнительной таблицы можно сделать следующие выводы:

  • Определения и последующее описание терминов «ошибки предыдущих периодов» (по МСФО) и «фундаментальные (существенные) ошибки» (по НСБУ) существенно различаются;
  • Определение термина «ретроспективное исправление» отсутствует в системе НСБУ;
  • МСФО (IAS) 8 содержит более полное руководство в отношении исправления ошибок;
  • МСФО (IAS) 8 допускает ограничения на ретроспективное исправление ошибок при его практической невозможности. В системе НСБУ такие ограничения конкретно не обозначены (кроме раскрытий);
  • МСФО (IAS) 8 содержит более понятное и последовательное руководство в отношении раскрытия информации для целей подготовки финансовой отчётности в интересах потенциальных и имеющихся инвесторов, заимодавцев и прочих кредитов.

Из приведённого выше сравнительного анализа между МСФО (IAS) 8, и НСБУ № 1 и НСБУ № 3 следует вывод о необходимости переработки положений НСБУ, относящихся к вопросам учётной политики, бухгалтерских оценок и ошибок, в целях большей строгости, понятности, последовательности, а также в целях сближения с требованиями МСФО. По нашему мнению, для практического применения необходимо детальнее проработать перечень требований к учётной политике предприятия и объединение всех этих требований в один специальный НСБУ, с учётом:

  • сближения с МСФО в той мере, в которой это необходимо на уровне представления финансовой отчётности пользователям в рамках местной юрисдикции;
  • анализа подготовки и оценки специалистов по подготовке финансовой отчётности по НСБУ;
  • определения предполагаемых финансовых затрат на её подготовку всеми хозяйствующими субъектами и их целесообразности.

МСФО (IAS) 8 «Учётная политика, изменения в бухгалтерских …

Автор: Андрей Байрашев
0