Долго ждёте? Закрыть экран.

Система регулирования бухгалтерского учёта в Республике Узбекистан представлена Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учёте» и Национальными стандартами бухгалтерского учёта Республики Узбекистан (НСБУ), а также отдельными положениями по некоторым вопросам бухгалтерского учёта.

Первые НСБУ и Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчётности были выпущены в 1998 году, последний НСБУ № 24 «Учёт затрат по займам» — в 2009 году. Всего с 1998 года было выпущено 22 стандарта, 4 стандарта были утверждены в новой редакции, в 9 стандартов вносились изменения.

В свете проводимых преобразований в Узбекистане назрела необходимость дальнейшего реформирования системы регулирования бухгалтерского учёта в целях её большего соответствия международным стандартам.

В профессиональном сообществе существуют две противоположные точки зрения по этому вопросу:

— одна позиция заключается в том, чтобы полностью заменить систему НСБУ на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) для всех предприятий Узбекистана;

— другая позиция заключается в том, что систему НСБУ нужно сохранить, но при этом разработать программу по поэтапному сближению НСБУ с МСФО.

Рассмотрим подробнее аргументы каждой стороны.

Замена НСБУ на МСФО:

  1. НСБУ безнадёжно устарели. Со времени их первоначального выпуска в 1998 году прошло почти 20 лет. Большинство МСФО с тех пор значительно изменились.
  2. Для привлечения инвесторов (в частности, иностранных) необходима финансовая отчётность по МСФО. Финансовая отчётность по НСБУ для целей привлечения инвестиций не подходит.
  3. Для разработки новых НСБУ или пересмотра имеющихся требуются значительные организационные, финансовые, кадровые и временные ресурсы. Целесообразнее и эффективнее полностью заменить НСБУ на МСФО.
  4. Предприятия обязаны вести учёт по НСБУ и при составлении отчётности по МСФО вынуждены вносить существенные и трудоёмкие корректировки. При первичном учёте всех операций по МСФО этих проблем можно избежать.

Постепенное сближение НСБУ с МСФО:

    1. Подготовка финансовой отчётности по МСФО – дорогостоящее мероприятие. Для малых и средних предприятий, не привлекающих иностранные инвестиции, нецелесообразно требовать применение МСФО даже в том случае, если малые предприятия будут применять МСФО для МСП (упрощённые стандарты МСФО для малых и средних предприятий).
    2. Полная замена бухгалтерского учёта на МСФО потребует существенного пересмотра Налогового законодательства, так как многие его нормы и определения имеют прямые ссылки на законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет. Это потребует значительных организационных, финансовых, кадровых и временных ресурсов. При этом может ухудшиться качество как налоговой отчётности, так и самой отчётности по МСФО.
    3. Учёт по МСФО предполагает наличие квалифицированных кадров на предприятиях. В настоящее время таких кадров практически не существует, а их подготовка потребует значительных ресурсов и времени, так как необходимо формирование концептуально новой бухгалтерской квалификации, требующей широкого применения профессиональных оценок и технических навыков, принятых в современной практике, а не в работе в условиях четко регламентированных правил.
    4. Отмена НСБУ №21 (План счетов) скажется крайне негативно на ведении бухгалтерского учёта. В отсутствии регламентированного типового Плана счетов в системе МСФО, каждое предприятие будет вынуждено «изобретать» для себя свой План счетов, что приведёт к непредсказуемым последствиям и может полностью парализовать систему бухгалтерского учёта на предприятиях.

    Это всего лишь некоторые из аргументов сторон.

    При этом можно констатировать тот факт, что в одном позиции сторон всё-таки сходятся – систему бухгалтерского учёта в Республике Узбекистан необходимо реформировать и, так или иначе, приближать к системе подготовки финансовой отчетности по МСФО.

НСБУ и МСФО: на пути сближения

Автор: Андрей Байрашев
0