Система регулирования бухгалтерского учёта в Республике Узбекистан представлена Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учёте» и Национальными стандартами бухгалтерского учёта Республики Узбекистан (НСБУ), а также отдельными положениями по некоторым вопросам бухгалтерского учёта.
Первые НСБУ и Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчётности были выпущены в 1998 году, последний НСБУ № 24 «Учёт затрат по займам» — в 2009 году. Всего с 1998 года было выпущено 22 стандарта, 4 стандарта были утверждены в новой редакции, в 9 стандартов вносились изменения.
В свете проводимых преобразований в Узбекистане назрела необходимость дальнейшего реформирования системы регулирования бухгалтерского учёта в целях её большего соответствия международным стандартам.
В профессиональном сообществе существуют две противоположные точки зрения по этому вопросу:
— одна позиция заключается в том, чтобы полностью заменить систему НСБУ на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) для всех предприятий Узбекистана;
— другая позиция заключается в том, что систему НСБУ нужно сохранить, но при этом разработать программу по поэтапному сближению НСБУ с МСФО.
Рассмотрим подробнее аргументы каждой стороны.
Замена НСБУ на МСФО:
- НСБУ безнадёжно устарели. Со времени их первоначального выпуска в 1998 году прошло почти 20 лет. Большинство МСФО с тех пор значительно изменились.
- Для привлечения инвесторов (в частности, иностранных) необходима финансовая отчётность по МСФО. Финансовая отчётность по НСБУ для целей привлечения инвестиций не подходит.
- Для разработки новых НСБУ или пересмотра имеющихся требуются значительные организационные, финансовые, кадровые и временные ресурсы. Целесообразнее и эффективнее полностью заменить НСБУ на МСФО.
- Предприятия обязаны вести учёт по НСБУ и при составлении отчётности по МСФО вынуждены вносить существенные и трудоёмкие корректировки. При первичном учёте всех операций по МСФО этих проблем можно избежать.
Постепенное сближение НСБУ с МСФО:
-
- Подготовка финансовой отчётности по МСФО – дорогостоящее мероприятие. Для малых и средних предприятий, не привлекающих иностранные инвестиции, нецелесообразно требовать применение МСФО даже в том случае, если малые предприятия будут применять МСФО для МСП (упрощённые стандарты МСФО для малых и средних предприятий).
- Полная замена бухгалтерского учёта на МСФО потребует существенного пересмотра Налогового законодательства, так как многие его нормы и определения имеют прямые ссылки на законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет. Это потребует значительных организационных, финансовых, кадровых и временных ресурсов. При этом может ухудшиться качество как налоговой отчётности, так и самой отчётности по МСФО.
- Учёт по МСФО предполагает наличие квалифицированных кадров на предприятиях. В настоящее время таких кадров практически не существует, а их подготовка потребует значительных ресурсов и времени, так как необходимо формирование концептуально новой бухгалтерской квалификации, требующей широкого применения профессиональных оценок и технических навыков, принятых в современной практике, а не в работе в условиях четко регламентированных правил.
- Отмена НСБУ №21 (План счетов) скажется крайне негативно на ведении бухгалтерского учёта. В отсутствии регламентированного типового Плана счетов в системе МСФО, каждое предприятие будет вынуждено «изобретать» для себя свой План счетов, что приведёт к непредсказуемым последствиям и может полностью парализовать систему бухгалтерского учёта на предприятиях.
Это всего лишь некоторые из аргументов сторон.
При этом можно констатировать тот факт, что в одном позиции сторон всё-таки сходятся – систему бухгалтерского учёта в Республике Узбекистан необходимо реформировать и, так или иначе, приближать к системе подготовки финансовой отчетности по МСФО.

Эксперт по МСФО консалтинговой компании «ElectEx». Обладает большим практическим опытом по применению МСФО и преподаванию. В настоящее время координирует реализацию проектов по переходу компаний Узбекистана на МСФО. Обладатель диплома по МСФО (АССА DipIFR) и сертификата по управленческому учёту (CIMA CertPM).