В предыдущей статье был проведён общий обзор изменений. В этой статье из серии публикаций по новым Концептуальным основам МСФО мы рассмотрим содержание первых двух глав обновлённых Концептуальных основ: цель финансовой отчётности и качественные характеристики полезной финансовой информации.
Глава 1 — Цель финансовой отчётности
В этой главе изложена цель финансовой отчётности общего назначения (финансовой отчётности), какая информация необходима для достижения этой цели, и кто является основным пользователем (пользователями) финансовых отчётов.
Эта глава была выпущена в 2010 году и в то время проходила обширный процесс обсуждения. Поэтому при пересмотре Концептуальных основ Совет фундаментально не пересматривал эту главу. Однако он пояснил, почему информация, используемая при оценке ответственного управления (stewardship), необходима для достижения цели финансовой отчётности.
Цель финансовой отчётности – предоставлять финансовую информацию, которая полезна пользователям при принятии решений, связанных с предоставлением ресурсов отчитывающейся организации.
Пользователями финансовых отчётов являются:
- существующие и потенциальные инвесторы;
- заимодавцы и прочие кредиторы.
Эти пользователи должны полагаться на финансовые отчёты для большей части финансовой информации, в которой они нуждаются.
Решения пользователей включают решения:
- о покупке, продаже или удержании собственных или долговых инструментов;
- о предоставлении или погашении займов и других форм кредита;
- по голосованию или иному влиянию на действия руководства.
Для принятия этих решений пользователи оценивают:
- перспективы будущих чистых притоков денежных средств в организацию;
- ответственное управление (stewardship) руководством экономическими ресурсами организации.
Ответственное управление (stewardship) – это определённая этика руководства, которая воплощает ответственное планирование и управление ресурсами. Пользователи финансовых отчётов нуждаются в информации, которая поможет им оценить ответственное управление (stewardship) руководством. Концептуальные основы явно обсуждают эту потребность, а также потребность в информации, которая помогает пользователям оценивать перспективы будущих чистых притоков денежных средств для организации.
Чтобы сделать обе эти оценки пользователям нужна информация:
- об экономических ресурсах организации (т.е. активах), требованиях к организации (т.е. обязательствах) и изменениях этих ресурсов и требований (т.е. доходах и расходах, а также денежных потоках);
- о том, насколько результативно и эффективно руководство выполнило свои обязанности по использованию экономических ресурсов организации.
Глава 2 — Качественные характеристики полезной финансовой информации
В этой главе обсуждается, что делает финансовую информацию полезной.
Эта глава была выпущена в 2010 году и в то время проходила обширный процесс обсуждения. Поэтому при пересмотре Концептуальных основ Совет фундаментально не пересматривал эту главу. Вместе с тем Совет разъяснил роли консерватизма (prudence), неопределённости оценки (measurement uncertainty) и приоритета содержания над формой (substance over form) при оценке того, полезна ли информация.
Для того, чтобы финансовая информация была полезной, она должна быть уместной и правдиво представлять то, что она предназначена представлять. Уместность и правдивое представление являются фундаментальными качественными характеристиками полезной финансовой информации и руководящими принципами, которые применяются по всему тексту пересмотренных Концептуальных основ.
Фундаментальные качественные характеристики | |
Уместность (relevance) | Правдивое представление (faithful representation) |
• информация уместна, если она способна повлиять на решения, принимаемые пользователями;
• финансовая информация способна повлиять на решения в случае, если она имеет прогностическую ценность или подтверждающую ценность. |
• информация должна правдиво представлять то, что она предназначена представлять;
• правдивое представление это, в максимальной степени возможности, полное, нейтральное и свободное от ошибок представление; • на правдивое представление влияет уровень неопределённости оценки (measurement uncertainty). |
Нейтральность поддерживается проявлением консерватизма (prudence). Консерватизм (prudence) – это проявление осторожности при вынесении суждений в условиях неопределённости. Консерватизм (prudence) не допускает завышения или занижения активов, обязательств, доходов или расходов.
Неопределённость оценки (measurement uncertainty) не препятствует информации быть полезной. Однако в некоторых случаях наиболее уместная информация может иметь такой высокий уровень неопределённости оценки (measurement uncertainty), что наиболее полезной информацией является информация, которая немного менее уместна, но подвержена более низкой неопределённости оценки.
Дополнительные качественные характеристики (Enhancing qualitative characteristics) | |||
Сопоставимость | Проверяемость | Своевременность | Понятность |
• повышают полезность информации
• сами по себе не могут сделать неполезную информацию полезной |
Ограничение, связанное с затратами (cost constraint)
Выгоды предоставления информации должны оправдывать затраты на её предоставление и использование.
Эксперт по МСФО консалтинговой компании «ElectEx». Обладает большим практическим опытом по применению МСФО и преподаванию. В настоящее время координирует реализацию проектов по переходу компаний Узбекистана на МСФО. Обладатель диплома по МСФО (АССА DipIFR) и сертификата по управленческому учёту (CIMA CertPM).